Виды переключателей скоростей на велосипеде на руле

Если вы уже катаетесь или если только выбираете велосипед, то вы наверняка уже не раз слышали название "манетки". Манетка — это тот внешний признак, который отличает многоскоростной велосипед от односкоростного. В этой статье мы расскажем Вам о переключателях скоростей, что устанавливаются на руле велосипеда.

Что представляют собой современные манетки?

Манетки, шифтеры (англ. Shifters) — в современных велосипедах специальные устройства, крепящиеся к рулю (раньше крепились на раму) и позволяющие переключать передачи. Смена передач осуществляется, как правило, путём передачи усилия с манеток через тросиковый привод на переключатели, изменяющие положение цепи на звёздах с целью изменения передаточного отношения.
В случае, если велосипед оборудован двумя переключателями передач (передним и задним), на руль устанавливается две манетки. Манетка, устанавливаемая под левую руку, «отвечает» за передний переключатель, а устанавливаемая под правую руку — за задний. Также манеткой приводится в действие механизм переключения передач, интегрированый в заднюю втулку велосипеда (речь идет о планетарных втулках).

Первоначально манетки носили фрикционный характер, и тросик, натянутый в нужной степени, обеспечивающей переброс цепи на нужную звезду, приходилось фиксировать гайкой или иным способом. Серьёзный прогресс в этой области был достигнут с изобретением индексного метода переключения передач, когда в манетку стали встраивать храповой механизм.

Типы манеток

Существует множество принципиально разных типов манеток — это рычажковые (клавишные), триггерные шифтеры, так называемые грип-шифт (grip-shift) манетки, моноблоки и манетки дуал- контрол (Dual-Control).


2.1 Манетки фрикционные (примитивные рычажковые шифтеры)

Pic1.jpg

Фрикционные манетки на сегодняшний день не используются вообще, а лишь изредка можно увидеть их на старых спортивных велосипедах. Они как правило устанавливались на раму велосипеда. Такая манетка состоит из рычажка при помощи которого натягивается трос. Фиксирование троса происходит благодаря силе трения, специальных фиксирующих элементов нет.

Отсюда и первый недостаток – если затяжка слабая, то происходит самовольное понижение передач, если же слишком сильная, то переключать становиться сложно. Кроме того, четкость переключения передач оставляет желать лучшего. Чем сильнее натягивается трос, тем даль становиться ручка, что только прибавляет неудобств. Несмотря на то, что фрикционных шифтеров сплошные недостатки, выбирать в то время не приходилось.

2.2 Индексные однорычажные манетки

Рычажковые манетки «под большой палец» сегодня практически не используются. Простая система начального уровня — один рычажок, который переключает передачи вперед и назад, крепится на хомут на руле. По своему устройству индексные аналогичны фрикционным манеткам. Отличием является наличие специальной фиксирующей шайбы, которая срабатывает, когда переключатель находится напротив нужной звезды.

За счет этого точность переключения улучшилась, но недостатков по-прежнему много. Устанавливались такие шифтеры у шоссеров на раме, у остальных велосипедах на руле. Такие шифтеры хоть и считаются устаревшими, все же используются до сих пор на дешевых велосипедах.

2.3 Двухрычажные шифтеры

Рычажковая кoнcтpyкция, является более совершенной и стабильно работающей.  Переключение осуществляется путём нажатия на рычажки. Конструктивно двухрычажные шифтеры представляет собой 2 pычaжка, которые необходимо нажать и тогда произойдет переключение скоростей. Такие манетки устанавливаются на все типы велосипедов кроме шоссейных.

При нажатии на один из рычагов трос натягивается и происходит повышение передачи. При нажатии на второй рычажок передача понижается. После нажатия рычаги возвращаются обратно, что очень удобно, так как не нужно тянутся к рычагу на повышенных передачах. Такой тип шифтеров отлично подходит для езды по сложному рельефу местности, так как для переключения скорости не нужно отрывать руки от руля.

Варианты исполнения двухрычажных шифтеров:

Моноблоки EZ-Fire Plus - манетки Shimano начального уровня с рычагом под рулем и над рулем. Натягивание троса происходит с помощью рычажка большим пальцем, а сброс  с помощью указательного пальца. Такой вариант шифтера (переключателя скоростей) для велосипеда, самый распространенный. Система является моноблочной, т.к.  тормозные ручки совмещены с рычажковыми шифтерами в одном корпусе. Встречаются такие компоненты в группах Shimano Acera, Altus, Tourney.
Шимано рапид-файр (rapid-fire) — это самый распространенный тип манеток, Пример — любые манетки высокого уровня, например, Deor (Деор) или Alivio (Аливио). Система имеет два рычажка которые расположены снизу, один рычажок для большого пальца, второй — для указательного. Натягивание троса осуществляется большим пальцем, сброс — указательным или большим (в старых сериях — только указательным).

Триггерные (trigger) манетки — выпускаются только компанией Sram. Основное отличие от системы Rapidfire — это принцип управления. Оба рычажка расположены снизу под рулем, сброс и натягивание троса осуществляется большим пальцем.

2.4 Грипшифты (ревошифты, твист-шифтеры)

Грип шифт (grip-shift) в переводе с английского означает "вращающаяся ручка". В манетках вращательного типа, переключение осуществляется путём поворота рукоятки вокруг руля. Грипшифты не так популярны, как рычажные манетки и используются в основном на детских и взрослых велосипедах начального уровня.

В таких шифтерах переключение происходит за счет вращения части шифтера вокруг трубы руля. Щелчок шифтера означает фиксацию троса в нужном положении. Четкость переключения чуть меньше, но это компенсируется возможностью переключать сразу несколько передач за один раз.

Первым кто начал выпускать такие ручки была компания Sram - грипшифты Twist Shifter, а относительно недавно и  Shimano тоже начали делать такие ручки, но называются они — RevoShift.

2.5 Шифтеры Дуал-контрол для шоссейных велосипедов

Все из перечисленных выше шифтеров не годятся для установки на шоссейные велосипеды. Раньше использовались фрикционные и индексные манетки, которые устанавливались на раме велосипеда. Но на сегодняшний день разработаны специальные шифтеры, совмещенные с ручками тормозов,  и называются «дуал-контрол» (англ. Dual-Control).

Велосипедист переключает передачи путем перемещения (поворота, качания) ручки тормоза в плоскости перпендикулярной плоскости их (ручек) хода для совершения торможения. Такие шифтеры еще называют "пистолетами".

2.6 Манетки для внутренних переключателей (планетарных втулок)

Для велосипедов с планетарными втулками можно используются специальные манетки для внутренних переключателей. Такой шифтер похож на грипшифт, либо комбинирует в себе вращающуюся ручку и триггерную манетку.